Пт, 09.12.2016, 12:45:16
Приветствую Вас Гость
Последние сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS
Страница 1 из 11
Форум » Досуг » Космос » Состояние и перспективы космической отрасли Украины
Состояние и перспективы космической отрасли Украины
ingvarr
(65535) На сайте
Дата: 29.10.2014, 04:54:04 | Сообщение № 1
admin
Репутация: 729
Награды: 116
За 200 Сообщений За хорошую репутации
Ни для кого не секрет, что в СССР существовала широкая кооперация предприятий. Такую кооперацию создал Сталин во время первых пятилеток. Естественно, он и предположить не мог, что когда-нибудь Советский Союз распадется на куски и взаимосвязь будет нарушена.

В советское время на космос работали 5 из 15 республик: Российская Федерация, Украина, Казахстан, Беларусь и Узбекистан. Гегемоном здесь, естественно, была РСФСР. Участие двух последних было невелико: в Минске разрабатывались некоторые типы высокоточных приборов системы управления, а ТашКБОМ поставляло, к примеру, бурильные и грунтозаборные устройства для межпланетных станций. Наконец, в Казахстане располагался крупнейший в СССР и вообще на Земле космодром Байконур (в девичестве Тюратам), а Украина, среди прочего, могла похвастаться самым крупным советским космическим заводом - ЮМЗ, ЮжМаш или Южный Машиностроительный завод, кому как нравится.

Но вот наступил 1991 год, Украина стала незалежна, и нужно было что-то делать для того, чтобы на Южмаше (а вместе с ним и в КБ "Южное") не наступил пушистый зверь. Но прежде чем обсуждать попытки Днепропетровска поддерживать уникальное производство на плаву, давайте узнаем, чем располагала УССР на момент распада Союза.

+ Ракета-носитель "Зенит"
+ Ракета-носитель "Циклон-2"
+ Ракета-носитель "Циклон-3"
+ Космические аппараты серии "АУОС" и "Тайфун"
+ Космические аппараты серии "Целина" и "Океан"
+ Несколько типов баллистических ракет, самая известная и мощная - "Р-36М", прозванная на западе "Сатана"

Нехилый такой объем загрузки предприятия. Что же произошло со всеми этими проектами в период незалежности?

Пожалуй, самый известный украинский космический проект, за счет которого в большей степени и кормится ЮжМаш - РН "Зенит". Разработка ракеты среднего класса началась в КБ "Южное" в середине 70-х годов, когда были выполнены проработки семейства ракет малой, средней и большой грузоподъемности. Развитие получила лишь вторая тема, ставшая впоследствии "Зенитом". Вскоре новый проект был интегрирован в разработку новой сверхтяжелой РН "Энергия", где первая ступень ракеты 11К77 "Зенит" в количестве четырех штук стала боковыми блоками новой ракеты. В РН при разработке были заложены высочайшие характеристики, возможности модернизации и увеличения массы полезного груза до сих пор не исчерпаны.

Летные испытания "Зенита" начались 13.04.1985. Проходили они трудно, была отмечена высокая аварийность (в 1985-1991 16 пусков, из них 3 аварийных, 2 - с отклонениями). Тем не менее, РН была принята в эксплуатацию. После распада СССР число запусков по военным программам РФ (а именно для этого "Зенит" и создавался) начало быстро сокращаться, и нужно было искать новый рынок. В частности, в 90-х был заключен контракт на несколько запусков РН со спутниками "Глобалстар" мобильной связи. Увы, авария при первом же пуске 09.09.1998 похоронила эти планы.

Но чуть ранее появилась другая идея использования "Зенита". В конце 80-х в королевской "Энергии" было выдвинуто предложение утилизации ядерных отходов в космосе с помощью сверхтяжелой РН. Так как объекты захоронения обладали высокой токсичностью и радиацией, старты предлагалось осуществлять с платформы, дрейфующей в океане, чтобы свести вероятность заражения к минимуму. Этой идеей воспользовались на "Южмаше", и к 1993 году появился проект "Морской старт" (Sea Launch).

Суть его была в том, чтобы выводить тяжелые спутники связи на геостационарные орбиты с экватора, что позволяет увеличивать массу ПГ. Базовое соглашение между Россией, Украиной, США и Норвегией было подписано 25.11.1993. Согласно ему, 40% акций компании "Морской старт" получал американский "Боинг", российская РКК "Энергия" - 25%, норвежская "Кварнер" - 20%, а украинские КБ "Южное" и ЮМЗ в сумме 15%.

Первый пуск РН "Зенит-3SL" состоялся 28.03.1999 с макетом полезного груза, прошел он успешно. Поначалу компания получала большое количество заказов на запуски, делу не помешала даже авария при третьем пуске 12.03.2000. Но во второй половине 2000-х проект стал испытывать большие трудности. Первым "звоночком" стала крупная авария при 24 пуске 30.01.2007, когда РН взорвалась, едва оторвавшись от стартового стола. Была повреждена стартовая платформа "Одиссей". Ее восстановление повлекло огромные затраты, в результате пуски были возобновлены лишь через год. Но 22.06.2009 компания "Морской старт" сообщила о своем банкротстве. На тот момент было осуществлено 30 пусков. Долги компании оказались чуть ли не в два раза больше активов. Выход из банкротства был осуществлен лишь осенью 2010-го, когда 95% акций получила дочерняя компания РКК "Энергия" - Energia Overseas Limited. У "Боинга" осталось лишь 3% акций, у реорганизованного из "Кварнера" в "Акер" - 2%.

После процедуры выхода из банкротства пуски были возобновлены 24.09.2011. Но уже 01.02.2013 снова произошла авария. Устранение неполадок растянулось более чем на год, и новый пуск состоялся лишь 26.05.2014.

Сейчас, в связи с войной на Украине, перспективы у Морского старта, мягко говоря, тухлые. Существует лишь один твердый заказ - вывод на орбиту в 2016 году спутников "АнгоСат" и "Энергия-100". Оба эти спутника разрабатываются в России, и не ясно, захочет ли правительство РФ поддерживать проект в связи с принятием различных видов санкций. Велись разговоры о перебазировании "Морского старта" из Калифорнии во Владивосток, но планы эти пока никем подтверждены не были. Вероятнее всего, коллапс государственности Украины оттолкнет возможных заказчиков от сотрудничества с ней, и старт в 2016 году станет последним (если вообще состоится).

Другой международный проект использования РН "Зенит" - "Наземный старт". Он был задуман в начале 2000-х как средство вывода на орбиту спутников связи меньшей размерности, чем при использования "Морского старта". "Наземный старт", или Land Launch, предполагал использование пусковых установок РН "Зенит" на Байконуре, использование которых в это время свелось к минимуму. Первый пуск РН "Зенит-3SLB" был осуществлен 28.04.2008. Затем в 2009-2013 состоялось еще 5 пусков. В настоящее время четких заказов на использование этой РН нет.

Также, "Зенит" в модификации "Зенит-3Ф" использовался трижды в 2011 году по федеральным программам России. Планировалось выполнить еще как минимум 4 старта после 2013 года, но из-за обострения отношений между Россией и Украиной эта программа был закрыта.

Еще один вариант использования "Зенита" имеет Казахстан. Байконур после распада СССР был арендован Россией, и собственно Казахстан на этой территории ничего не использовал. Но в 2004 году родился проект "Байтерек" - строительство на базе одной из пусковых установок "Протона" новой площадки для стартов РН "Ангара-5". Предприятие планировалось как совместное с Россией. Но вскоре Министерство Обороны заявило о том, что тяжелая "Ангара-5" будет запускаться только с российского приполярного космодрома "Плесецк". "Байтерек" остался без носителя и был обречен на закрытие, если бы не выдвинутый в 2012-м проект замещения "Ангары" "Зенитом". Речь о строительстве уже не шла, потому что стартовая площадка "Зенита" была в эксплуатации, но теперь Казахстан предложил России выкупить у нее "Зенитовский" комплекс и осуществлять старты самостоятельно. По состоянию на 2014 год ничего кроме разговоров сделано не было.

Всего в 1985-2014 г. было выполнено 82 пуска РН "Зенит" различных модификаций.

Другая линейка РН, разработанная и изготавливавшаяся на "Южмаше" - "Циклон". Свою историю он ведет от баллистической ракеты Р-36 60-х годов разработки.

Первой ракетой, приспособленной для орбитальных запусков, стала "Циклон-2", или 11К69. Она предназначалась для запуска аппаратов морской разведки, которые следили за судами в мировом океане и при начале войны давали бы координаты местонахождения того или иного корабля. В 1969-2006 было произведено 106 пусков этой РН, и все успешные, что является рекордом. Последний запуск состоялся 26.06.2006, после чего аппараты "УС-ПУ" закончились. Но в арсеналах МО под Тамбовом еще оставалось 8 штук "Циклонов-2". Некоторое время рассматривался проект создания на их основе РН "Циклон-2К", предназначенной для коммерческих запусков с Байконура, но в скором времени он был закрыт. Этим 8 ракетами была уготована совершенно другая и не очень честная судьба, но об этом позднее.

На базе "Циклона-2" в 70-х была создана РН "Циклон-3" с новой третьей ступенью. Пуски этой ракеты осуществлялись в 1977-2009 годах, всего - 122 запуска, из них 7 неудачных. Главным образом эта РН использовалась для вывода КА "АУОС", о которых речь пойдет ниже, и "Метеор". После распада СССР запуски этих КА вскоре прекратились. На рубеже веков "Циклон-3" запускал россиские "Гонцы" и "Стрелы", а последний пуск состоялся 30.01.2009 с научным аппаратом "Коронас-Фотон". Стоит отметить, что эта последняя ракета была собрана из запчастей из-за того, что производственная линия "Циклонов" на Южмаше была ликвидирована еще в 1992 году.

Но если вы думали, что на этом история "Циклонов" завершилась, то вы ошибаетесь. В 2002 году был предложен проект "Циклон-4". Основные отличия его от прошлых модификаций заключались в установке новой третьей ступени, новой системы управления и обтекателя, заимствованного с европейской РН "Ариан-4". Проект этот был предложен не кому-нибудь, а Бразилии. Бразилия уже давно пыталась самостоятельно попасть с космос, но раз за разом терпела неудачи, и было принято решение скооперироваться с Украиной, которая тоже хотела независимого от России доступа в космос. Долгосрочный договор о создании комплекса "Циклон-4" на бразильском космодроме Алкантра был подписан в октябре 2003 года.

Украинской стороной проект позиционировался как противовес российско-европейскому проекту "Союз из Куру". Кстати говоря, первый старт российской РН "Союз-2" из Французской Гвианы состоялся в октябре 2011 года, на данный момент осуществлено 8 запусков, запланировано еще более 30.

На момент подписания договора старт планировался на 2006 год, но по ряду причин постоянно откладывался. К примеру, очень долго не могли решить, на каком из двух участков лучше строить стартовые сооружения? В итоге земляные работы в Алкантре были начаты лишь осенью 2010-го.

На Украине тоже было не все просто. Предполагалось, что для производства первой и второй ступеней "Циклона-4" будет восстановлена производственная линия, но сделать этого не получилось - специалисты уже покинули отрасль. Тогда в начале 2012 года было найдено оригинальное решение. Внимание! Закупить у России оставшиеся в запасниках "Циклоны-2", поставить на них новые третью ступень, обтекатель и систему управления и всё это отправить под видом "Циклона-4" в Бразилию! Каково? Естественно, это не афишировалось, но...

Постанова КМУ 53 30.01.2012 Про затвердження номенклатури та кількості товарів, операції з ввезення і вивезення яких здійснюються відповідно до Угоди між Кабінетом Міністрів України та Урядом Російської Федерації про переміщення товарів у рамках співробітництва в освоєнні космічного простору, створенні та експлуатації ракетно-космічної та ракетної техніки

4901* Друкована продукція, періодичні видання або інша продукція поліграфічної промисловості; рукописи або машинописні тексти та плани: друковані книги, книжки, брошури, листівки та аналогічні друковані матеріали, зброшуровані або у вигляді окремих аркушів:
технічна документація на ракету-носій 11К69 штук 16
...
8803* Літальні апарати, космічні апарати та їх частини: частини літальних апаратів товарної позиції 8801 або 8802 штук 10500
виріб 11С691 - перша ступінь ракети-носія 11К69 -“- 8
виріб 11С692 - друга ступінь ракети-носія 11К69 -“- 8
комплектуючі елементи ракети-носія 11К69 -“- 232
8803* Літальні апарати, космічні апарати та їх частини: частини літальних апаратів товарної позиції 8801 або 8802 комплектів 8
...
8803 Частини літальних апаратів товарної позиції 8801 або 8802:
перша та друга ступені ракети-носія 11К69 з комплектуючими елементами та документацією -“- 8

http://kodeksy.com.ua/norm_akt/source-КМУ/type-Постанова.htm можете поискать здесь.

Но даже при всем этом "Циклон-4" до сих пор так и не взлетел. В 2013 году, еще до Майдана, называлась дата 11.2014. В декабре 2013-го первый пуск перенесли на 2015 год. Но из-за нестабильности на Украине, войной, приватизацией, о которой речь ниже, и много из-за чего еще дата первого пуска уплывает куда-то за 2017 год и растворяется вдали.

Несмотря на это, на "Циклон-4" уже выстроилась очередь желающих попасть в космос. На данный момент известно о четырех возможных полезных нагрузках для РН. Это:

+ Украинский научный аппарат "Микросат", работы над которым пока не продвинулись дальше бумажной стадии;
+ Японский астрономический малый КА "Нано-Жасмин";
+ Международный проект по выводу на орбиту рекордного количества спутников - Q50 (все - "кубсаты");
+ Участники Google X-Prize "Spacemeta".

Баллистическая ядерная ракета Р-36М с момента своего появления вселяла ужас в разум западных политиков, называвших ее "Сатана". До сих пор ее характеристики не превзойдены, а сама она остается на вооружении у РФ и будет снята с дежурства лишь после 2025 года. Но в середине 90-х начал осуществляться проект "Днепр". Он предусматривал запуск на Р-36М не ядерных боеголовок в США или Китай, а космических аппаратов в космос.

Украинские политик любят поговорить о том, что "Днепр" - украинская ракета. В действительности это не совсем так. Последняя Р-36М была произведена летом 1991-го, так что на самом деле - она советская. Процесс подготовки к пуску выглядит так:

+ с боевого дежурства снимается ракета, удаляются ядерные боеголовки;
+ "чистая" ракета направляется в Южмаш, где проходит доработку;
+ затем новоявленная РН "Днепр" транспортируется на российский космодром "Ясный", где проходит финальная подготовка и пуск.

Первый запуск состоялся 21.04.1999. На данный момент осуществлено 20 пусков, из них один (26.07.2006) аварийный. Стоит отметить, что в крайнем пуске 19.06.2014 на орбиту было выведено рекордное количество космических аппаратов - 37.

Существуют заказы еще на минимум 4 запуска до 2017 года.

Украинская промышленность в течение 2000-х лихорадочно искала проекты по всему миру, где возможно было бы ее участие. Таких пока набралось лишь два.

Первый - создание маршевого двигателя AVUM четвертой ступени легкой европейской РН "Вега". Подписан контракт на поставку семи двигателей, три запуска уже произведено, все успешные.

Второй - постройка на основе первой ступени "Зенита" топливных баков для первой ступени американской РН "Антарес". На данный момент с 2013 года произведено 4 запуска, все успешные. Существуют планы еще как минимум 6 пусков.

Учитывая направленность нового киевского руководства на запад, можно считать что эти проекты в ближайшее время закрыты не будут.

В арсенале КБ "Южное" на бумаге имеются еще два проекта РН. Это серия ракет различных классов "Маяк" и система воздушного старта "Орел". "Маяк" создается на основе "Зенита" с увеличением или уменьшением размерности баков, количества ступеней и массы полезной нагрузки. "Орел" предусматривает создание новой легкой РН, которая взлетает с самолетом "Мрия" на высоту около 20 км, выбрасывается в воздух и далее самостоятельно продолжает полет.

Эти проекты вряд ли будут осуществлены из-за нехватки денежных и людских ресурсов.

На момент распада СССР на "Южмаше" производились:

+ космические аппараты "АУОС", предназначенные для изучения Солнца и околоземного пространства;
+ космические разведывательные аппараты "Целина";
+ калибровочные КА "Тайфун";
+ океанографические КА "Океан".

Запуск двух последних аппаратов "АУОС" - "Коронас-И" и "Коронас-Ф" в интересах РФ состоялись в 1994 и 2001 годах соответственно, программа закрыта.
Запуск последнего КА "Тайфун" в интересах РФ произведен в 1994 г., программа закрыта.
Запуск последнего КА "Океан" в интересах РФ произведен в 1994 году, программа закрыта.
Запуск последнего КА "Целина" в интересах РФ произведен в 2007 году, программа закрыта.

Теперь рассмотрим попытки Украины создать собственную спутниковую группировку.

29.08.1995 - запуск КА "Сич-1" (последний аппарат "Океан", только уже произведенный не для России). Успешный. Проработал вместо полугода 6 лет.
18.07.1999 - запуск российско-украинского КА "Океан-О". Задержка пуска составила более 6 лет. Сразу после вывода на орбиту потерял ориентацию, работоспособность восстановлена в ноябре 1999 года. В апреле 2002 был выведен из эксплуатации.
24.12.2004 - запуск КА "Сич-1М" и "Микрон". Первый представлял облегченную версию все того же "Океана", второй - новую разработку КБ "Южное": микроплатформу для КА ДЗЗ. Запуск частично успешный, отказ третьей ступени "Циклона-3". Причем, даже разбираться никто не стал. Орбита нерасчетная, попытки работы с КА были не особенно успешны, летом 2005 выключены. В апреле 2006 сгорели в атмосфере.
17.04.2007 - запуск КА "ЕгиптСат-1" для Египта на основе микроспутниковой платформы МС-2-8. Успешный. После многочисленных отказов спутник потерян в июле 2010-го, проработав вместо 5 лет чуть больше трех.
17.08.2011 - запуск КА "Сич-2" на основе микроспутниковой платформы МС-2-8. Успешный. После многочисленных отказов спутник потерян 02.12.2012, не проработав и полутора лет.

Таким образом, самостоятельно Украине без советского задела не удалось создать надежный КА ДЗЗ.

В 2009 году с российской фирмой "ИСС имени Решетнева", что в Красноярске, заключен контракт на создание КА связи "Лыбидь" на основе платформы "Экспресс-1000". На данный момент аппарат изготовлен и находится на хранении, дата запуска не определена.

Таким образом, можно заключить, что Украина за время незалежности растеряла большую часть своего потенциала и особых успехов не достигла. В ближайшее время улучшения ситуации ожидать не приходится, ведь космическая отрасль и при Януковиче не получала более 70% от заявленного в бюджете, а уж у новых властей есть дела поважнее, например уничтожение собственного народа. Приватизация, объявленная Яйценюком, только усугубит положение. Вместо того, чтобы поддерживать проекты, изначально завязанные на Россию, Украина отвернулась от крупнейшего рынка сбыта космической продукции. Проблема лишь в том, что она нуждается в нем, а мы - нет.
Ответить
Форум » Досуг » Космос » Состояние и перспективы космической отрасли Украины
Страница 1 из 11
Поиск:



             Рейтинг@Mail.ru     HotLog