ingvarr | (63291) Вне сайта Дата: 12.09.2011, 02:13:53 | Сообщение № 1
|
admin
| Гистограмма
Цифровая фототехника подарила нам замечательную возможность увидеть наше фото не только сразу же, после того, как мы нажали на спуск фотоаппарата, но и до этого момента (в режиме визированию по экрану). Такая возможность позволяет не только оценить сюжет и композицию кадра, но и узнать, правильно ли экспонирован снимок. Основным объективным средством для познания технических характеристик фотоснимка в цифровой фотографии является гистограмма.
Зачем современному фотографу гистограмма?
Хотя все современные камеры оснащены достаточно большими и качественными дисплеями, все они имеют свой уровень яркости, восприятие которой зависит так же от окружающего света. Если смотреть на дисплей ночью картинка будет казаться очень яркой, а днем наоборот - очень блеклой. Качество дисплеев в камерах действительно высокое, но не настолько чтобы отобразить разницу между почти белым и абсолютно белым, как и разницу между почти черным и абсолютно черным. А вот гистограмма независима от любых условий просмотра. Именно гистограмма позволяет провести детальный анализ переэкспонированных или недоэкспонированных кадров, и вовремя съемки внести поправку в экспозицию (выдержку и диафрагму).
Что такое гистограмма
Гистограмма графически показывает распределение пикселов изображения по уровням яркости. Чем выше столбик гистограммы, тем больше пикселов данной яркости присутствуем в изображении. Посмотреть гистограмму можно на многих фотокамерах. Некоторые позволяют сделать это даже в процессе съемки (так называемая "живая" гистограмма). Чаще — в режиме просмотра. Иногда помимо общей яркости можно увидеть и уровни отдельных цветовых каналов RGB. Горизонтальная ось гистограммы в цифровом фотоаппарате, условно разделена на три примерно равных зоны. Самую левую называют зоной теней (Shadows), самую правую — светами (Highlights), а центральную — средними тонами (Midtone).
В "классическом" представлении принято иначе разделять тоновый диапазон: света, четвертьтона, полутона, тричетвертьтона, тени. По шкале плотности черного цвета границы участков будут соответствовать значениям 0%, 25%, 50%, 75%, 100%.
Эта градация используется в полиграфии, в фотографии (в частности, так делят гистограммы на дисплеях цифровых камер). В программе Adobe Photoshop такая градация применяется в диалоговом окне Curves (Кривые). Мощные графические редакторы, а также RAW-конверторы, дают более детальную информацию о снимке, поэтому при компьютерной обработке мы можем увидеть заметно больше.
Гистограммы одного и того же изображения в разных графических редакторах (в данном случае – RAW-конверторы). Сегодня мы остановимся именно на том, как прочесть данные гистограммы исходного изображения. Как же выглядит гистограмма нормально экспонированного снимка? В большинстве случаев мы должны увидеть "холмы", которые заполняют всю ширину гистограммы. При этом на ее границах ( в тенях с левой стороны, так и в светах – с правой стороны гистограммы) высота "холмов" должна спадать до нуля. Если на вашем снимке так и есть, то это означает, что все детали в тенях и светах различимы. Но надо помнить, что как и в любых правилах, здесь есть свои исключения, но об этом попозже.
Гистограмма на этой фотографии говорит о том, что снимок экспонирован правильно, так как сохранены все детали и в тенях, и в светах. Теперь посмотрим на гистограммы снимков с неверно выбранной экспозицией.
Область заполнения пикселами в гистограмме недоэкспонированного снимка смещена влево. При этом в светах пикселы или отсутствуют, или имеются в минимальном количестве, которым можно пренебречь. В нашем примере, анализ гистограммы и сюжета снимка, дает возможность утверждать, что снимок недоэкспонирован, поскольку съемка проводилась днем и в облаках должен быть белый цвет, а на здании и деревьях не должно быть очень много почти черных пискселов (которые высветлить без ухудшения качества, уже не возможно) Сказанное выше не относится к снимкам, в которых весь кадр занимают изначально темные объекты.
В нашем примере снимок сделан поздно вечером и даже в самых светлых участках не содержит белого цвета. Поэтому гистограмма, внешне подобная гистограмме недоэкспонированного снимка, на самом деле адекватно отражает нормальный тоновый диапазон.
В гистограмме переэкспонированного снимка явно не хватает информации в области света и четвертьтонов. Обычно советуют такие снимки считать испорченными. Следует различать переэкспонированные снимки и сюжеты, в которых тени практически отсутствуют.
В нашем примере практически отсутствует черный цвет, так как его там попросту и нет. Но вся наиболее важная зрительная информация передана полностью, анализ сюжета показывает, что все тона переданы адекватно.
Вывод
Гистограмма очень мощный и удобный инструмент работы фотографа, а также совершенно необходимая вещь для создания технически качественных снимков. Но вам стоит понять что, у каждой фотографии есть своя гистограмма, и она не бывает правильной или не правильной. Гистограмму стоит рассматривать как инструмент быстрого анализа фотографии во время съемки (или во время обработки).
автор статьи: Игорь Радейко
|
|
|
|