Сб, 10.12.2016, 21:37:01
Приветствую Вас Гость
Последние сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS
Страница 1 из 11
Форум » Досуг » Это интересно » История и события » Дерзкий побег из немецкого плена
Дерзкий побег из немецкого плена
ingvarr
(65535) Вне сайта
Дата: 05.10.2016, 12:45:58 | Сообщение № 1
admin
Репутация: 729
Награды: 116
За 200 Сообщений За хорошую репутации
8 января 1945 года, в 14 часов 40 минут, в расположении 311-й стрелковой дивизии 61-й армии генерала Белова приземлился немецкий бомбардировщик Хейнкель-111. Подбежавшие к самолёту солдаты были крайне удивлены, увидев вместо немецких лётчиков бежавших из немецкого плена наших. Из самолёта вылезли Тимофей Сердюков, Николай Урбанович, Пётр Кутергин, Михаил Емец, Иван Олейник, Фёдор Адамов, Владимир Немченко, Владимир Соколов и Иван Кривоногов. Последним из самолёта вылезал пилот Михаил Девятаев.
Михаил Петрович Девятаев родился в семье крестьянина и был в ней тринадцатым ребёнком. В 1933 году он окончил семилетку, а в 1938 году – Казанский речной техникум, обучаясь в котором Девятаев параллельно посещал аэроклуб – тогда обучение граждан авиационному делу, ныне доступное лишь миллионерам, было бесплатным для всех желающих. По окончании техникума Девятаев служил помощником капитана баркаса на Волге. В 1938 году Свердловским РВК города Казань призван в Красную Армию. Окончил в 1940 году Чкаловскую военно-авиационную школу лётчиков. В действующей армии Девятаев с июня 1941 года.
Своей первый самолёт – Ju-87 – Девятаев сбил 24 июня 1941 года, а 23 сентября при возвращении с задания Девятаев был атакован немецкими истребителями. Одного из них он сбил, но и сам получил ранение в левую ногу. После госпиталя врачебная комиссия определила его в тихоходную авиацию. Девятаев служил в ночном бомбардировочном полку, затем в санитарной авиации. Только после встречи в мае 1944 года с А. И. Покрышкиным он вновь стал истребителем.

13 июля 1944 года Девятаев, служивший в 9-й гвардейской авиадивизии Покрышкина, сбил Fw-190 в районе западнее Горохува. А в этот же день Девятаев вылетел в составе группы истребителей Аэрокобра под командованием майора Боброва на отражение налёта вражеской авиации. В воздушном бою в районе Львова Девятаев был ранен в ногу, а его самолёт подожжён. В последний момент покинул падающий истребитель с парашютом. С тяжёлыми ожогами захвачен в плен. После допроса Михаила Девятаева перебросили в разведотдел абвера, оттуда – в Лодзинский лагерь военнопленных, откуда вместе с группой военнопленных-лётчиков он 13 августа 1944 года совершил первую попытку побега. Но беглецы были пойманы, объявлены смертниками и отправлены в лагерь смерти Заксенхаузен. Там Михаилу Девятаеву удалось сменить статус смертника на статус «штрафника», и он вскоре был отправлен на остров Узедом, где в ракетном центре Пенемюнде шли разработки нового оружия Третьего рейха – крылатых ракет Фау-1 и баллистических ракет Фау-2.
8 февраля 1945 года группа советских военнопленных из 10 человек прибыла на аэродром под видом ремонтной бригады. Девятаев и Кривоногов объяснили охране, что будут ремонтировать капонир. Комендант аэродрома выделил группе одного конвоира, которого Иван Кривоногов вскоре убил заранее заготовленной заточкой. Кривоногову было не впервой убивать конвоиров – именно за убийство конвоира в своём предыдущем лагере он и угодил на остров Узедом.
Убив конвоира и завладев его винтовкой, Девятаев и Кривоногов объявили остальным узникам, что сейчас они полетят на родину. На самого рослого из пленных Фёдора Адамова напялили шинель убитого часового, дали ему винтовку, и тот повёл колонну пленных прямо к заправленному Хейнкелю.

Группа захватила самолёт Heinkel He-111 H-22. Девятаев завёл оба двигателя, дал указание всем подняться на борт и спрятаться в фюзеляже и выкатил самолёт на взлётную полосу. Со второй попытки пленным удалось взлететь. Немцы выслали вдогонку истребитель, но тот не сумел их обнаружить. Самолёт был обнаружен истребителем, возвращающимся с задания, но приказ немецкого командования «сбить одиночный Хейнкель» не выполнил из-за отсутствия боеприпасов.

Таранить же самолёт пилот Вальтер Даль не решился. В районе линии фронта самолёт обстреляли советские зенитные орудия. Пришлось идти на вынужденную посадку. «Хейнкель» сел на брюхо южнее деревни Голлин в расположении артиллерийской части 61-й армии. В итоге, пролетев чуть более 300 км, Девятаев доставил командованию стратегически важные сведения о засекреченном центре на Узедоме, где производилось и испытывалось ракетное оружие нацистского рейха, точные координаты стартовых установок ФАУ, которые находились вдоль берега моря. Доставленные Девятаевым сведения оказались абсолютно точными и обеспечили успех воздушной атаки на полигон Узедом.
Семеро из 10 участников побега – Соколов, Кутергин, Урбанович, Сердюков, Олейник, Адамов, и Немченко – были зачислены в одну из рот 777-го стрелкового полка и отправлены на фронт. Даже Немченко, потерявший в плену один глаз, уговорил отправить его на фронт в качестве санитара стрелковой роты. Трое же офицеров — Девятаев, Кривоногов и Емец — до конца войны оставались вне зоны боевых действий, ожидая подтверждения воинских званий. Рота, в которую были зачислены семеро из десяти беглецов, участвовала в штурме города Альтдама. 14 апреля, во время форсирования Одера, погибли Соколов и Урбанович, ранен Адамов. По сведениям Девятаева, Кутергин, Сердюков и Немченко погибли в битве за Берлин за несколько дней до победы, а Олейник погиб на Дальнем Востоке, в войне с Японией. Из всех семерых остался в живых только один Адамов. Он вернулся в посёлок Белая Калитва Ростовской области и стал шофёром по своей довоенной профессии. Умер он в 1968 году на 46-м году жизни. Михаил Емец, который до плена был комиссаром одного из партизанских отрядов из соединения Ковпака, после войны вернулся в Сумскую область и стал бригадиром полеводческой бригады в родном колхозе. Умер Михаил Алексеевич Емец 31 октября 1984 года.

Побег группы Девятаева с ракетной базы Пенемюнде позволил советскому командованию узнать точные координаты стартовых площадок ФАУ-2 и разбомбить не только их, но и подземные цеха по производству "грязной" урановой бомбы. Это была последняя надежда Гитлера на продолжение Второй мировой войны до полного уничтожения всей цивилизации. Летчик рассказал: "Аэропорт на острове был ложный. На нём выставили фанерные макеты. Американцы и англичане бомбили их. Когда я прилетел и рассказал об этом генерал-лейтенанту 61-й армии Белову, он ахнул и схватился за голову! Я объяснил, что надо пролететь 200 м от берега моря, где в лесу скрыт настоящий аэродром. Его закрывали деревья на специальных передвижных колясках. Вот почему его не могли обнаружить. А ведь на нём было около 3,5 тыс. немцев и 13 установок Фау-1 и Фау-2. Самолёт же, угнанный Девятаевым, как оказалось, был снабжён системой управления ракетами Фау-1, заускаемых с самолётов. Это позволило создать у нас аналогичую систему управления ракетой 10Х.
В сентябре 1945 года Девятаева нашёл Сергей Павлович Королёв, назначенный руководить советской программой по освоению немецкой ракетной техники, и вызвал на Пенемюнде. Здесь Девятаев показал советским специалистам места, где производились узлы ракет и откуда они стартовали. Именно за помощь в создании первой советской ракеты Р-1 – копии ФАУ-2. Именно Королёв в 1957 году смог представить Девятаева к званию Героя.
В ноябре 1945 года Девятаев был уволен в запас. В 1946 году, имея диплом капитана судна, устроился дежурным по вокзалу в Казанском речном порту. В 1949 стал капитаном катера.
Михаил Девятаев до своих последних дней жил в Казани. Пока позволяли силы, работал капитаном речного флота, в том числе возглавлял экипажи самых первых отечественных судов на подводных крыльях «Ракета». Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны I и II степеней, медалями. Михаил Петрович Девятаев дожил до XXI века и умер 24 ноября 2002 года. Похоронен он на Арском кладбище в Казани.
Ответить
Форум » Досуг » Это интересно » История и события » Дерзкий побег из немецкого плена
Страница 1 из 11
Поиск:



             Рейтинг@Mail.ru     HotLog